75 кг весят 312 страниц пергаментных свитков, на которых записано Знание об этом бренном мире. 160 телят были заколоты, а содранная с них кожа высушена, чтобы сделать пергамент, а потом нанести на него таинственные письмена, которые могли разобрать лишь местные грамотеи.
В те времена монастыри были единственными кладезями знаний. Там изучались старинные письмена, и записывалось то, что надо передать будущим поколениям. Codex Gigas, что в переводе с латыни означает всего-навсего «гигантская книга», находится в одном из монастырей чешской Богемии. Её размеры действительно поражают: высота 89,5 см, ширина 49 см и толщина 22 см. Таинственные письмена упрятаны в деревянный переплет. Каждая буква выписана пером и чернилами, сделанными из сажи, нанесенными при сумеречном свете на высушенную звериную шкуру. Этим, прежде всего, и объясняется ценность редкой книги.
Кроме Ветхого и Нового Заветов в ней содержится 14 латинских текстов, в том числе знаменитая «Этимология» Исидора Севильского, «Antiquitates Judaica» Иосифа Флавия и «Chronica Boemorum» средневекового летописца Косьмы Пражского. Старинные тексты написаны, в основном, от руки, лишь незначительная часть отпечатана типографским способом. Это одна из причин, почему кодекс Gigas называют «Чертовой Библией».
Листая книгу страница за страницей, поражаешься, что она написана не просто художественно, но каждая буква выведена единым почерком.
Создание удивительной книги окружено легендами. В качестве наказания за нарушение монастырской дисциплины, монаха, якобы, должны были замуровывать живьем. Чтобы избежать столь суровой кары, осужденный, по преданию, предложил за одну ночь написать знание о целом мире и, таким образом, прославить собственное аббатство. Когда ослушник в полночь понял, что ему не справиться с заданием, он призвал на помощь самого чёрта. Лукавый тотчас же явился и, как водится, потребовал в качестве платы душу грешного монаха. Договор с дьяволом был скреплен печатью, монах книгу закончил той же ночью – и в благодарность нарисовал на её страницах портрет Вельзевула в полный рост.
Если эта история – легенда, то бесовский рисунок – это факт. Полутораметровый сатана нарисован на 290-й странице пресловутого Кодекса. Несколько страниц перед этим рисунком залиты чернилами, а после граффити с изображением сатаны удалены следующие 8 страниц текста. Кто сделал это, до сих пор покрыто тайной за семью печатями. «Чёртова Библия», вопреки туманным легендам, никогда не была запрещена. Более того, несколько поколений молодых монахов изучали по ней Святое Писание.
Сейчас «Библия дьявола», сокрытая под пуленепробиваемым стеклом, выставлена в пражской галерее Klementinum. Сокровище национальной культуры лишь временно гостит на своей исторической родине. Во время Тридцатилетней войны, в 1649 году, её в качестве трофея забрали с собой шведы в Стокгольм. Туда же она должна и вернуться. Только специалисты шведской Королевской библиотеки имеют возможность листать страницы нашумевшей книги – предварительно надев на руки перчатки.
В те времена монастыри были единственными кладезями знаний. Там изучались старинные письмена, и записывалось то, что надо передать будущим поколениям. Codex Gigas, что в переводе с латыни означает всего-навсего «гигантская книга», находится в одном из монастырей чешской Богемии. Её размеры действительно поражают: высота 89,5 см, ширина 49 см и толщина 22 см. Таинственные письмена упрятаны в деревянный переплет. Каждая буква выписана пером и чернилами, сделанными из сажи, нанесенными при сумеречном свете на высушенную звериную шкуру. Этим, прежде всего, и объясняется ценность редкой книги.
Кроме Ветхого и Нового Заветов в ней содержится 14 латинских текстов, в том числе знаменитая «Этимология» Исидора Севильского, «Antiquitates Judaica» Иосифа Флавия и «Chronica Boemorum» средневекового летописца Косьмы Пражского. Старинные тексты написаны, в основном, от руки, лишь незначительная часть отпечатана типографским способом. Это одна из причин, почему кодекс Gigas называют «Чертовой Библией».
Листая книгу страница за страницей, поражаешься, что она написана не просто художественно, но каждая буква выведена единым почерком.
Создание удивительной книги окружено легендами. В качестве наказания за нарушение монастырской дисциплины, монаха, якобы, должны были замуровывать живьем. Чтобы избежать столь суровой кары, осужденный, по преданию, предложил за одну ночь написать знание о целом мире и, таким образом, прославить собственное аббатство. Когда ослушник в полночь понял, что ему не справиться с заданием, он призвал на помощь самого чёрта. Лукавый тотчас же явился и, как водится, потребовал в качестве платы душу грешного монаха. Договор с дьяволом был скреплен печатью, монах книгу закончил той же ночью – и в благодарность нарисовал на её страницах портрет Вельзевула в полный рост.
Если эта история – легенда, то бесовский рисунок – это факт. Полутораметровый сатана нарисован на 290-й странице пресловутого Кодекса. Несколько страниц перед этим рисунком залиты чернилами, а после граффити с изображением сатаны удалены следующие 8 страниц текста. Кто сделал это, до сих пор покрыто тайной за семью печатями. «Чёртова Библия», вопреки туманным легендам, никогда не была запрещена. Более того, несколько поколений молодых монахов изучали по ней Святое Писание.
Сейчас «Библия дьявола», сокрытая под пуленепробиваемым стеклом, выставлена в пражской галерее Klementinum. Сокровище национальной культуры лишь временно гостит на своей исторической родине. Во время Тридцатилетней войны, в 1649 году, её в качестве трофея забрали с собой шведы в Стокгольм. Туда же она должна и вернуться. Только специалисты шведской Королевской библиотеки имеют возможность листать страницы нашумевшей книги – предварительно надев на руки перчатки.