Мы решили освятить эту проблему немного с другой стороны и показать, как животные и, в частности, хорек влияет на полноценное гармоничное развитие личности ребенка. Стоит ли вообще заводить животное в доме. Хочется отметить, что важнейшим средством воспитания и развития является непосредственно природа - с этим не согласиться трудно. В мировой педагогике главной целью воспитания является всестороннее (гармоничное) развитие личности ребенка, включающее: интеллектуальное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое совершенства. Рассмотрим каждый аспект в отдельности.
1. Интеллектуальное развитие:
1.1. Животные являются источником первых знаний о природе. Ребенок видит животное - он к нему тянется, распознает названия, отмечает различия, познает его поведение.
1.2. Животные являются источником развития сенсорики. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой. Ребенок непосредственно через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т.д.
1.3. Животные являются источником развития логического мышления. На основе представлений о животных, дети учатся видеть связи и зависимости: киса мяукает у миски - голодная, хорек высоко подпрыгивает, гулит - хочет поиграть, затаился - охотится.
1.4. Животные источник для различных видов деятельности - наблюдение, игра, труд, творчество и т.д. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.
2. Животные - источник нравственного воспитания.
2.1. Источник первых переживаний и радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным. В современном обществе этого как раз больше всего и не хватает - положительных переживаний.
2.2. В процессе общения у ребенка развиваются чувства прекрасного. Они учатся видеть естественную красоту.
2.3. В процессе деятельности ребенок учится проявлять бережное (пассивное) и заботливое (активное) отношение к животному миру в цельм. Таким образом у ребенка формируется основы экологической культуры, которая является составной частью духовной культуры.
3. Животные - источник эстетического воспитания и развития.
3.1. Натуральная и естественная красота побуждает детей к творчеству. Дети любят стремятся отражать свои переживания с животным в детских стихах, рассказах собственного сочинения и конечно же в изодеятельности.
4.Источник трудового воспитания.
В процессе наблюдения, ребенок знакомится с несложными трудовыми операциями. Под руководством взрослых у него формируются элементарные навыки по уходу за животными. Приобретаются дополнительные сведенья об условиях жизни в природе и в домашних условиях.
5. Источник физического развития.
Животные источник укрепления здоровья, психического развития: в процессе прогулок с собакой, хорьком, кроликом и т.д, в процессе труда дети также совершенствуются физически.
В качестве совета о приобретении животных мы хотим предложить Вам следующее: в каком возрасте и каких животных целесообразней заводить в доме. Как сделать, чтобы их пребывание было полезно для детей.
Возраст детей
3 - 4,5 года
Названия животных:
аквариумные рыбки (не живородящие), хомячки, черепаха, морская свинка, кролик, котенок.
Знания о животных
Знания в основном получают через наблюдение. Рекомендуем следующую схему:Название - внешний вид - движения - питание.В данном возрасте важно научить имитации звуков животного - им будет легче общаться - это своего рода такая игра. Также использовать имитацию движений животного -для лучшего восприятия и запоминания информации. Ребенок должен распознать: цвет шерсти, цвет глаз, форма тела, глаз, (Можно в сравнении: глазки как бусинки и т.д.), фактура - мягкая шерстка, гладкий панцирь, бугристый, теплая шерстка.
Дополнительная информация
Внимание привлекают яркие, подвижные объекты. Стоит при знакомстве использовать изображения животного, а затем непосредственное знакомство. Лучше разучить стихотворение, прочитать короткий рассказ о животном - так лучше идет восприятие. Разгадывание загадок: Пушистый, длинноухий, прыгает ловко, любит морковку.
Возраст детей
4,5 - 5,5 лет
Названия животных:
то же + щенок, попугай, кенор, хорек
Знания о животных
Исследование по той же схеме. Знания получают при установлении причинно - следственных связей (Почему кролик прыгает - т.к. задние ноги длиннее, чем передние). Знания о различие домашних и диких животных. (Хорек как домашнее животное так и дикое - в чем различае? Кролик - домашнее животное - почему?). К знаниям прибавляются элементарные действия по уходу за животным. Корм под руководством, налить воды в поилку
Дополнительная информация
Также хорошо использовать художественную литературу, рассказ придуманный родителем, Разгадывание загадок. Придумывание рассказа о своем питомце самостоятельно, изодеятельность.
Возраст детей
5,5 - 6,5 лет
Названия животных:
тоже + живородящие рыбы, пресноводные черепахи, норка.
Знания о животных
Знакомство по схеме: Внешний вид - повадки - питание - сезонные изменения - охрана - подведение под категорию - выведение потомства.Даем знания о линьке (Почему заяц зимой белый а летом серый?). Дать знание о пользе животных их уникальности и необходимости охраны.Знания о размножении животных и воспитании потомства.Добавляются новые навыки ухода - замена подстилки, самостоятельное кормление, замена поилки, выгул собаки, вместе с родителями помыв животных, уход за потомством.
Дополнительная информация
Тоже + Использование диафильмов, фильмов серии живая природа. Больше использовать логических задач, загадок. Побуждение на самостоятельные наблюдения, новые открытия в поведении животных и установление причин. Использование творчества - рисунки, лепка, аппликация. Домашний театр с участием животного!
В заключение хотелось бы отметить, что восприятие ребенком животного будет легче, если использовать определенную схему рассматривания объекта. Возьмем пример:
Вы принесли домой хорька. Лучше его сразу не показывать ребенку а устроить сюрприз: поставить миску с мясным фаршем, поилку. И предложить ребенку угадать, кто придет в гости? Ребенок, если знаком с другими животными сразу скажет, что это киса или щенок - сюрприз получится плюс сразу идет формирование понятие о питание хорька.
Затем нужно предложить рассмотреть животное: восприятие идет лучше если осматривать от общего к частному: Это - хорек. Что есть у хорька? (У него есть голова, туловище, ноги, хвост). Что расположено на голове? (На голове есть мордочка, на мордочке глаза, нос, рот, усы). Сверху на голове - маленькие ушки (Если ребенок взрослый можно рассказать почему именно такая форма ушей - им так легче пробираться в нору). У хорька есть ноги, которые заканчиваются лапой. Передние ноги сильнее, чем задние, т.к. хорек ими копает. На лапах есть мягкие подушечки и острые когти. Туловище хорька оканчивается хвостом. Тело покрыто мехом - выясняем цвет меха хорька - (название окраса для более взрослых)
Далее предлагается ребенку потрогать, погладить животного, тем самым выясняем, какой он на ощупь, какая у него щерстка.
После этого можно отпустить животного, понаблюдать как он двигается, как передвигается, как ест мясо, пьет воду.
В конце предложите выбрать кличку ребенку. Дайте поиграть ребенку с ним - покатать мяч, поиграть с бантиком.
Для лучших эмоций предложите разучить веселое стихотворение. Т. Крюковой
Завидовал хорь: "хорошо хомяку!
Имеет он в каждой щеке по мешку
И мне бы хотелось с такими щеками
Зерно приносить в кладовую мешками".
Или играя разучите считалочку С.Я. Маршака :
Ты - зверек, и я - зверек.
Ты - мышонок, я - хорек,
Ты глупен, а я умен.
Кто умен - тот вышел вон.
Автор: Лукина А.
1. Интеллектуальное развитие:
1.1. Животные являются источником первых знаний о природе. Ребенок видит животное - он к нему тянется, распознает названия, отмечает различия, познает его поведение.
1.2. Животные являются источником развития сенсорики. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой. Ребенок непосредственно через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т.д.
1.3. Животные являются источником развития логического мышления. На основе представлений о животных, дети учатся видеть связи и зависимости: киса мяукает у миски - голодная, хорек высоко подпрыгивает, гулит - хочет поиграть, затаился - охотится.
1.4. Животные источник для различных видов деятельности - наблюдение, игра, труд, творчество и т.д. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.
2. Животные - источник нравственного воспитания.
2.1. Источник первых переживаний и радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным. В современном обществе этого как раз больше всего и не хватает - положительных переживаний.
2.2. В процессе общения у ребенка развиваются чувства прекрасного. Они учатся видеть естественную красоту.
2.3. В процессе деятельности ребенок учится проявлять бережное (пассивное) и заботливое (активное) отношение к животному миру в цельм. Таким образом у ребенка формируется основы экологической культуры, которая является составной частью духовной культуры.
3. Животные - источник эстетического воспитания и развития.
3.1. Натуральная и естественная красота побуждает детей к творчеству. Дети любят стремятся отражать свои переживания с животным в детских стихах, рассказах собственного сочинения и конечно же в изодеятельности.
4.Источник трудового воспитания.
В процессе наблюдения, ребенок знакомится с несложными трудовыми операциями. Под руководством взрослых у него формируются элементарные навыки по уходу за животными. Приобретаются дополнительные сведенья об условиях жизни в природе и в домашних условиях.
5. Источник физического развития.
Животные источник укрепления здоровья, психического развития: в процессе прогулок с собакой, хорьком, кроликом и т.д, в процессе труда дети также совершенствуются физически.
В качестве совета о приобретении животных мы хотим предложить Вам следующее: в каком возрасте и каких животных целесообразней заводить в доме. Как сделать, чтобы их пребывание было полезно для детей.
Возраст детей
3 - 4,5 года
Названия животных:
аквариумные рыбки (не живородящие), хомячки, черепаха, морская свинка, кролик, котенок.
Знания о животных
Знания в основном получают через наблюдение. Рекомендуем следующую схему:Название - внешний вид - движения - питание.В данном возрасте важно научить имитации звуков животного - им будет легче общаться - это своего рода такая игра. Также использовать имитацию движений животного -для лучшего восприятия и запоминания информации. Ребенок должен распознать: цвет шерсти, цвет глаз, форма тела, глаз, (Можно в сравнении: глазки как бусинки и т.д.), фактура - мягкая шерстка, гладкий панцирь, бугристый, теплая шерстка.
Дополнительная информация
Внимание привлекают яркие, подвижные объекты. Стоит при знакомстве использовать изображения животного, а затем непосредственное знакомство. Лучше разучить стихотворение, прочитать короткий рассказ о животном - так лучше идет восприятие. Разгадывание загадок: Пушистый, длинноухий, прыгает ловко, любит морковку.
Возраст детей
4,5 - 5,5 лет
Названия животных:
то же + щенок, попугай, кенор, хорек
Знания о животных
Исследование по той же схеме. Знания получают при установлении причинно - следственных связей (Почему кролик прыгает - т.к. задние ноги длиннее, чем передние). Знания о различие домашних и диких животных. (Хорек как домашнее животное так и дикое - в чем различае? Кролик - домашнее животное - почему?). К знаниям прибавляются элементарные действия по уходу за животным. Корм под руководством, налить воды в поилку
Дополнительная информация
Также хорошо использовать художественную литературу, рассказ придуманный родителем, Разгадывание загадок. Придумывание рассказа о своем питомце самостоятельно, изодеятельность.
Возраст детей
5,5 - 6,5 лет
Названия животных:
тоже + живородящие рыбы, пресноводные черепахи, норка.
Знания о животных
Знакомство по схеме: Внешний вид - повадки - питание - сезонные изменения - охрана - подведение под категорию - выведение потомства.Даем знания о линьке (Почему заяц зимой белый а летом серый?). Дать знание о пользе животных их уникальности и необходимости охраны.Знания о размножении животных и воспитании потомства.Добавляются новые навыки ухода - замена подстилки, самостоятельное кормление, замена поилки, выгул собаки, вместе с родителями помыв животных, уход за потомством.
Дополнительная информация
Тоже + Использование диафильмов, фильмов серии живая природа. Больше использовать логических задач, загадок. Побуждение на самостоятельные наблюдения, новые открытия в поведении животных и установление причин. Использование творчества - рисунки, лепка, аппликация. Домашний театр с участием животного!
В заключение хотелось бы отметить, что восприятие ребенком животного будет легче, если использовать определенную схему рассматривания объекта. Возьмем пример:
Вы принесли домой хорька. Лучше его сразу не показывать ребенку а устроить сюрприз: поставить миску с мясным фаршем, поилку. И предложить ребенку угадать, кто придет в гости? Ребенок, если знаком с другими животными сразу скажет, что это киса или щенок - сюрприз получится плюс сразу идет формирование понятие о питание хорька.
Затем нужно предложить рассмотреть животное: восприятие идет лучше если осматривать от общего к частному: Это - хорек. Что есть у хорька? (У него есть голова, туловище, ноги, хвост). Что расположено на голове? (На голове есть мордочка, на мордочке глаза, нос, рот, усы). Сверху на голове - маленькие ушки (Если ребенок взрослый можно рассказать почему именно такая форма ушей - им так легче пробираться в нору). У хорька есть ноги, которые заканчиваются лапой. Передние ноги сильнее, чем задние, т.к. хорек ими копает. На лапах есть мягкие подушечки и острые когти. Туловище хорька оканчивается хвостом. Тело покрыто мехом - выясняем цвет меха хорька - (название окраса для более взрослых)
Далее предлагается ребенку потрогать, погладить животного, тем самым выясняем, какой он на ощупь, какая у него щерстка.
После этого можно отпустить животного, понаблюдать как он двигается, как передвигается, как ест мясо, пьет воду.
В конце предложите выбрать кличку ребенку. Дайте поиграть ребенку с ним - покатать мяч, поиграть с бантиком.
Для лучших эмоций предложите разучить веселое стихотворение. Т. Крюковой
Завидовал хорь: "хорошо хомяку!
Имеет он в каждой щеке по мешку
И мне бы хотелось с такими щеками
Зерно приносить в кладовую мешками".
Или играя разучите считалочку С.Я. Маршака :
Ты - зверек, и я - зверек.
Ты - мышонок, я - хорек,
Ты глупен, а я умен.
Кто умен - тот вышел вон.
Автор: Лукина А.