Джон Фрэ́нсис Бонджио́ви-младший (англ. John Francis Bongiovi, Jr.; родился 2 марта 1962)-
американский музыкант, поэт-песенник и актер, прежде всего известный как вокалист и основатель популярной американской рок-группы Bon Jovi.
В 1983 году Джон Бонджови устраивается уборщиком в студию Power Station, в которой работал его двоюродный брат Тони. После окончания рабочего дня Джон тайком, с помощью студийных музыкантов, записывает свои песни, используя профессиональную аппаратуру. Одна из его песен, Runaway, попадает в поле зрения уже матерого продюсера Тони Бонджови, который, недолго думая, относит её своему знакомому на местную радиостанцию, песня становится локальным хитом. Руководство Mercury решает подписать контракт с Джоном и его группой. Джон, до этого имевший много групп, срочно начинает набирать профессиональных музыкантов. Первым в группу пришёл старый друг Джона – клавишник Дэвид Рэшбаум (позднее Дэвид Брайан), место бас гитариста занял опытный музыкант Алек Джон Сач, за ударную установку сел джазовый барабанщик Тико Торрес, и последним и самым проблемным приобретением Джона стал гитарист Ричи Самбора (до этого отказавший Кисс и Аэросмит). Jon Bongiovi американизирует свою фамилию на Jon Bon Jovi и называет всю группу своим псевдонимом – BON JOVI. Тони Бонджови и Ланс Квин становятся продюсерами первого альбома группы.
В 1984 году ребята записывают многообещающий альбом с одноимённым названием Bon Jovi, ядром которого становится легендарная Runaway, после которого руководство Mercury взваливает на ребят громадную надежду и ответственность. Но вышедший в 1985 году альбом «7800 Fahrenheit», спродюсированный Лансом Квином, не оправдывает надежд компании, его считают слишком жёстким и депрессивным для такой группы, в это же время компания Mercury серьёзно готовится разорвать контракт с группой. Дабы оправдать вложенные деньги, компания даёт в помощь группе автора песенника Десмонда Чайлда (Desmond Child), чему основные авторы группы Джон Бон Джови и Ричи Самбора не были особо рады, для альбома ими уже были написаны песни Wanted Dead Or Alive, Never Say Goodbye. Совместно с Чайлдом пишутся легендарные песни You Give Love A Bad Name, Livin' On A Prayer. Продюсером альбома становится канадец Bruce Fairbairn, который и выводит для группы новые стандарты качества. В сентябре 1986 года выходит альбом «Slippery When Wet» (первое название «Sons of Beaches»), который молниеносно выводит группу на первые места почти всех хит парадов мира и делает ребят знаменитыми. Песни альбома были ориентированы на средний класс, в них пелось о жизни обычных людей из рабочего класса, обычных эмоциях и чувствах без всякого намека на авангард и заумность. Альбом был признан самым продаваемым альбомом года в США журналом «Биллборд».
В 1988 году группа записывает альбом «New Jersey», который закрепляет их успех и первенство, альбом так же легко добрался до первого места, в него вошли знаменитые хиты Lay Your Hands On Me, Bad Medicine, Born To Be My Baby, Blood On Blood, I’ll Be There For You. Продюсером альбома становится снова Bruce Fairbairn. В альбоме ребята идут на эксперименты и записывают акустический блюз Love For Sale и ретро композицию Ride Cowboy Ride. В этом же году группа отправляется в двухлетнее мировое турне, посещая все мало-мальски известные города мира, включая Москву (СССР). Выступая на MTV Ричи и Джон делают то, что до них никто не делал, они берут свои акустические гитары и исполняют свои хиты Wanted Dead or Alive и Living on a Prayer в прямом эфире, тем самым, открывают новую программу MTV - Unplugged. После турне участники группы возвращаются больными и измотанными, раздраженными и злыми друг на друга. В период с 1988 до 1990 Джон Бон Джови и Ричи Самбора увлечены продюсированием групп и написанием песен для других исполнителей, так ими были написаны песни для Cher (We All Sleep Alone, Does Anybody Really Fall In Love Anymore?), Stevie Nicks (Sometimes It’s a Bitch), Alice Cooper (Hell is living without you), и Парка Горького (Peace In Our Time). Немалый вклад был внесён в раскрутку некогда популярных групп Skid Row, Cinderella и без сомнения наших соотечественников Gorky Park. Концертная жизнь, финансовые разбирательства подопечных групп вносят раскол в группу, и команда берет творческий отпуск.
В 1990 году Джон Бон Джови записывает саундтрек к фильму «Молодые стрелки 2» под названием «Blaze of Glory», который благодаря одноимённой песне становится почти таким же популярным, как и альбомы группы. Впервые Джон пишет самостоятельно музыку и тексты ко всему альбому, без помощи Ричи Самборы и Десмонда Чайлда. Альбом спродюсировал Дэни Корчмар (Danny Kortchmar), в записи альбома приняли участие известные музыканты Jeff Beck, Aldo Nova, Randy Jackson, Elton John, Little Richard. Песня Blaze of Glory номинирована на премию Оскар. Примечателен и тот факт, что именно с этого фильма началась актёрская карьера Джона, он снялся в эпизоде фильма. В 1991 году Джон продюсирует альбом своего друга Aldo Nova «Blood On The Bricks» и, видимо, планирует создать творческий союз.
В 1991 году Ричи Самбора, прихватив Дэвида Брайана и Тико Торреса, записывает свой сольный альбом «Stranger in this town», который был восторженно встречен критикой, но в хит парадах ошеломительного успеха не имел. К записи альбома Ричи привлёк своего кумира Эрика Клэптона (Eric Clapton), он сыграл в песне Mr. Bluesman.
В 1992 году Джон Бон Джови решается помириться с Ричи Самборой, на что тот с радостью соглашается. И, прихватив в качестве продюссера Боба Рока(Bob Rock), группа садится в студии для записи своего нового альбома, впоследствии названного «Keep The Faith». Авторам музыки удалось внедриться в новые веяния музыки и при этом не потерять себя и свой стиль. В это время для их «братьев по оружию» настали тяжёлые времена (так как на первый план в музыке в 90-х вышел гранж), и многие коллективы, некогда игравшие мелодический хард-рок, просто перестали существовать. В альбом вошли песни Keep the Faith, I’ll Sleep When I’m Dead, In These Arms, Bed of Roses, Dry County, которые вернули статус и положение группы на свои места.
В 1994 году группа выпускает сборник своих лучших песен «Crossroad», в который входят 2 новые песни - баллада Always и более энергичная Someday I’ll Be Saturday Night. Always возглавляет вершины большинства хит-парадов мира, и даёт группе толчок для записи нового полноценного альбома. Однако обстановка внутри группы накаляется все больше, и Алек, которого не слишком-то привлекали арт-роковые идеи, в одном из своих интервью говорит о разногласиях внутри команды и покидает группу буквально за два месяца до релиза новой пластинки.
Впоследствии же вакантное место бас-гитариста занял опытный музыкант Хью Макдональд, с которым еще десять лет назад Джон в студии своего кузена записывал демки "Runaway".И хотя уже в течение 13 лет Макдональд играет в Бон Джови, он не является официальным членом группы. Стоит напомнить, что спустя несколько лет Алек сыграет с Бон Джови еще пару концертов. Но сейчас жизнь бывшего басиста "Bon Jovi" уже не связана с музыкой.
В июне 1995 года группа выпускает альбом «These Days», продюсером на сей раз стал известный английский роковый продюсер Питер Коллинз (Peter Collins), Джон и Ричи значительно выросли как авторы музыки и текстов, выросло и мастерство всей группы. Тексты песен стали намного глубже, чем в предыдущих альбомах, теперь группа пела не только о любви и развлечениях, а затронула острые социальные темы. Группа завоёвывает всевозможные награды и признания, по иронии судьбы группу признают самой лучшей и самой плохой группой года одновременно, впрочем, как и новый альбом. В альбом вошли Something for the Pain, This Ain’t a Love Song, Lie To Me, Something to Believe In, все они и другие, вошедшие на альбом были прекрасно аранжированы и исполнены. В конце 1996 года после проведения очередного успешного турне и триумфального концерта в Лондоне группа абсолютно сознательно решает сделать перерыв и заняться своими делами по отдельности.
В 1997 году Джон выпускает свой 2-й сольный альбом «Destination Anywhere», продюсером выступает небезызвестный Дэйв Стюарт, альбом становится достаточно успешным, как в США так и в Европе. К альбому Джон снимает фильм, в который привлекает самых разнообразных актёров Голливуда, и снимается сам в главной роли. Джон начинает часто сниматься в кино. Тони Бонджиови выпускает ранее неизданные песни юного Джона Бонджиови, записанные им с 1980 по 1983 года - «The Power Station». Реакция Джона Бон Джови была однозначной, он сразу же подает в суд на своего кузена. «Я никогда не собирался выпускать эти песни, это детский сад. Мне неприятно, что Тони сделал это без моего ведома и участия!» - заявил Джон. Спустя полгода Джон проиграл судебные разбирательства и Тони продолжил выпуск других сборников Джона.
В 1998 году Ричи Самбора записывает альбом «Undiscovered Soul», продюсером которого стал Don Was, к участию в альбоме Ричи привлёк много именитых и профессиональных музыкантов, таких, как Richie Supa, Billy Preston, Pino Palladino. Соавторами песен выступили Ричи Супа и Дэвид Брайн. Ричи не стремился попасть с этим альбомом в хит парады, и, тем не менее, он занял неплохие позиции. После выпуска альбома Ричи едет в небольшое турне по США, Великобритании и Японии.
Тико Торрес открывает собственную художественную галерею в Флориде, женится на модели Еве Герциговой.
В конце 1998 году Джон Бон Джови сообщает прессе о том, что в 1999 году будет выпущен новый альбом группы «Sex Sell», продюсером которого выступит Брюс Фербрейн, выходит песня Real Life. Но в 1999 году Брюс внезапно умирает, Дэвид Брайн травмирует большой палец своей руки, и выход альбома откладывается до следующего года.
Летом 2000 года выходит ударная композиция It’s my life, которая успехом штурмует хит-парады всего мира, а вслед за ней выходит альбом Crush. Группа ворвалась в мир музыки с абсолютно новым настроем и новой энергией, именно в этом году группе удалось умножить ряды своих поклонников более чем в 2,5 раза. В альбом так же вошли Thank You For Loving Me, Just Older, Say It Isn’t So и другие. С момента выхода альбома группа едет в мировое турне, собирая полные стадионы. Группа купается в потоках лучей славы и новых поклонников.
В 2001 году группа выпускает первый альбом живых записей «One Wild Night: Live 1985 – 2001», куда входит переделанная Ричи Самборой песня One Wild Night.
В 2002 году под впечатлением американской трагедии 11 сентября 2001 года группа записывает жёсткий альбом «Bounce», который сразу попадает на 2-е место Биллборда. В альбом вошли хиты Everyday, Misunderstood, All About Loving You.
В 2003 группа собирается записать акустический альбом своих хитов, но в период записи резко меняют концепцию и идут на эксперимент, и записывают старые хиты в новой блюз-роковой аранжировке, альбом «This Left Feels Right». Альбом был воспринят поклонниками неоднозначно, кто-то был разочарован отсутствием забойных ритмов и песен, кто-то наоборот был покорен новыми красивыми мелодиями и мастерством игры музыкантов. Так или иначе, группа начинает делать смелые эксперименты в своей музыке, несмотря на требования шоу-бизнеса писать штампованную музыку под маркой Bon Jovi.
В 2004 году группа отмечает своё 20-летие, и опять идёт на дерзкий по отношению к бизнесу поступок, выпускает Box Set «100,000,000 Bon Jovi Fans Can’t Be Wrong», состоящий из 4-х дисков ранее не выпущенных песен.
В 2005 году в хит парадах появляется новая песня «Have A Nice Day», альбом же с одноимённым названием моментально попадает опять на 2-е место. В альбом так же вошли синглы Welcome To Wherever You Are, Who Says You Can’t Go Home. Who Says You Can’t Go Home так же была записана дуэтом с кантри певицей из группы Sugarland и заняла первое место в кантри хит-параде США. Группа начинает заниматься благотворительностью, вкладывает 1 млн. долларов в строительство домов для малообеспеченных слоёв населения США.
Успех в кантри чартах сильно повлиял на настроения группы, и она решается записать кантри альбом. В 2007 году выходит альбом «Lost Highway», который сразу попадает на 1-е место Биллборда, впервые за 20 лет. Несмотря на явную кантри направленность альбома, первым синглом стала замечательная баллада (You Want to) Make a Memory. Альбом не является исключением из правил и является тоже своего рода удачным некоммерческим экспериментом, который опять же поняли далеко не все поклонники группы, некоторые из них, как всегда, ждали штампованной музыки под маркой Bon Jovi.